Геология для строительства линейных сооружений

Комплексное изучение инженерно-геологических условий трассы линейных сооружений невозможно без инженерно строительных изысканий, с помощью которых изучается рельеф, геоморфологические, гидрогеологические и сейсмотектонические условия, геологическое строение, состав, свойства и состояние грунтов, а также геологические и инженерно-геологические процессы. Кроме того, составляется прогноз возможных изменений инженерно-геологических условий в сфере взаимодействия проектируемых объектов строительства с геологической средой, что необходимо для получения важных и наиболее полных материалов, с помощью которых выполняется обоснование проектной подготовки строительства, в т. ч. мероприятий по инженерной защите проектируемого объекта и охране окружающей среды.

Особенностью проведения инженерно-геологических изысканий, необходимых для проектирования и строительства линейных сооружений, является то, что такие изыскания проводятся на участках с большой протяженностью. Объемы изыскательских работ определяются длиной трассы линейных сооружений, стадией, на которой находится проектирование, сложностью инженерно-геологических условий, распространением специфических грунтов. Перед тем, как приступать к изысканиям, специалист должен иметь все необходимые первоначальные данные: результаты топографической, а также аэро- и космосъемки и визуальные наблюдения. Проведение геологических изысканий для линейных сооружений могут усложнить непроходимость территории и наличие большого количества имеющихся в наличии коммуникаций и строений (это могут быть, например, линии метро или дома).
Когда разрабатывается предпроектная документация, инженерно геологические изыскания проводят для составления разных схем, концепций и программ по развитию регионов. Эти изыскания необходимы также для разработки градостроительной документации и обоснований инвестиций в строительство запланированных объектов.


Расстояния между выработками по трассе на этой стадии составляют, исходя из ее вида (назначения), протяженности, а также сложности инженерно-геологических условий, 500, 1000 или 3000 метров, а глубина выработок – 3 – 5 метров.
Точки наблюдений (в т. ч. горные выработки) размещают по полосе трассы вдоль ее оси, а также по поперечникам и в местах переходов через водотоки. Еще их размещают в местах пересечений других линейных сооружений и на различных элементах рельефа (таких как борта и склоны оврагов, заболоченных участках и т. д.).
На тех участках, где развиваются геологические и инженерно-геологические процессы, имеются специфические грунты и сложные инженерно-геологические условия, поперечники составляют 3 – 5 выработок, ширина полосы инженерно-геологической съемки и глубина выработок увеличивается, а расстояния между ними, наоборот, уменьшаются.


В ходе инженерно-геологических изысканий для разработки проекта проводится комплексное изучение инженерно-геологических условий трассы, составляются прогноз их возможного изменения на протяжении строительства и эксплуатации. Материалов, полученных в результате изысканий, должно хватить для обоснования конструкции сооружений и зданий, объемно-планировочных и конструктивных решений, а также для составления генплана проектируемого объекта и разработки сооружений и мероприятий, предназначенных для инженерной защиты и охраны геологической среды, а также для обеспечения безопасных условий жизни людей.
Масштаб инженерно-геологической съемки изучаемой пролегающей вдоль трассы полосы составляет 1:10000-1:2000.